В Х веке, на рубеже тысячелетий возник единый общеевропейский стиль - романский. Он оставался господствующим в средневековой Западной Европе на протяжении XI и XII веков. Термин "романский стиль" появился в XIX веке и означал "римский". Таким образом, он отражает связь европейского искусства с древнеримским, а также - с византийским. Хотя термин "романский" и подразумевает использование некоторых черт архитектуры и отдельных строительных приемов римлян, все же он не отражает главных черт романского искусства и достаточно условен. Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху были замки, монастырские ансамбли и храмы. Их отличительные особенности - массивные каменные своды, толстые и мощные стены с немногочисленными и узкими окнами, ступенчато-углубленные входы и, главное, башни - важнейший элемент архитектурной композиции. Ведущим типом романского зодчества был храм, который в средневековой Западной Европе был средоточием всей культурной жизни. Романская пластика подчиняется архитектуре и используется внутри собора и вне его, украшая западный фасад, тимпаны (пространство стены над входом в храм, ограниченное полукружием арки) и капители колонн. Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Как правило, романская скульптура непропорциональна, фигуры вытянуты в длину, головы увеличены, тела - схематичны. Стены храмов и замков украшались фресками, начинает также распространятьсявитраж (живопись из цветных кусочков стекла). Мебель играла в период средневековья сугубо прикладную роль. Она отличалась примитивностью конструкции, громоздкостью, кричащими красками. Самой универсальной и практичной мебелью этого периода был сундук. Он мог использоваться в качестве кровати, скамьи и просто места для хранения вещей. Форма сундуков восходит к античным саркофагам, постепенно становясь все более разнообразной. В храмах начинают появляться сундуки с ножками и дверцами, являющиеся своеобразными прародителями современных шкафов. Тщательно изготавливалась мебель для сидения. Спинки стульев и сами стулья были достаточно высокими, их величина указывала на знатность происхождения. Мягкой обивки не было, они покрывались краской и зачастую обтягивались холстом, затем наносился слой гипса и вся конструкция впоследствии расписывалась красками. Позднее мастера начинают украшать мебель резными элементами, кованными железными деталями, чтобы придать ей большую прочность и красоту. В этот период важная роль отводится кроватям, по конструкции напоминающим рамы на резных ножках, окруженные ркшеткой. В качестве дополнения к кроватями во всех богатых домах подвешивались балдахины, которые выполняли в то время функцию защиты от холода. В замках знатных феодалов полы застиласись восточными коврами. От романской эпохи сохранились также прекрасные образцы ткачесства, например, знаменитый 70-метровый ковер из Байе, который связывают с именем английской королевы Матильды. |
|